Структура и содержание образовательных программ

4 Содержание подготовки выпускников

4.1 Структура и содержание образовательных программ

Представленные к аккредитации основные профессиональные образовательные про-граммы подготовки специалистов среднего звена реализуют ГОС, специальность 080214 Операционная деятельность в логистике реализуется по требованиям ФГОС.

Учебные планы аккредитуемых специальностей соответствуют ГОС в части государ-ственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, выдержаны по структуре, отражают уровень подготовки, квалификацию, нормативный срок обучения, распределение максимальной и обязательной учебных нагрузок студентов (в часах), включая пояснения.

Учебный план аккредитуемой специальности 080214 Операционная деятельность в логистике регламентирует порядок реализации основной профессиональной образователь-ной программы по специальности и соответствует методическим рекомендациям Центра профессионального образования ФГАУ ФИРО от 20.10.2010 г.

В учебных планах имеется календарный график учебного процесса, отражены все циклы дисциплин/модулей в соответствии с ФГОС/ГОС. Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением, имеют альтернативу выбора.

Аудиторная нагрузка не превышает 36 часов, максимальная – 54 часа. Перечень ка-бинетов и лабораторий в рабочих учебных планах соответствует требованиям ФГОС/ГОС. Занятия по физической культуре реализуются как за счет федерального компонента, так и за счет факультативных занятий в соответствии с ГОС, за счет внеаудиторных занятий в соот-ветствии с ФГОС.

Структура учебных планов, перечень, объем и последовательность изучения дисцип-лин, соотношение между теоретической и практической подготовкой, формы и количество промежуточных и итоговых аттестаций, обеспечивают реализацию как федерального компо-нента ГОС СПО в части минимального содержания, так и регионального (отраслевого) ком-понента, также реализацию обязательной и вариативной частей основной профессиональной образовательной программы ФГОС. Рабочие учебные планы утверждены директором колледжа, согласованы с председателями цикловых методических комиссий и заместителем директора по учебной работе.

Итоговая государственная аттестация в колледже осуществляется в соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации» и программами итоговой государственной аттестации выпускников по всем специальностям колледжа, разработанными в колледже выпускающими цикловыми комиссиями и утвержденными директором. Выбранные формы и сроки итоговой аттестации соответствуют требованиям ГОС/ФГОС СПО по всем специальностям.

Вид итоговой государственной аттестации выпускников и её продолжительность, ви-ды промежуточной аттестации студентов, объём производственной (профессиональной) практики соответствуют требованиям ГОС/ФГОС СПО.

Резерв времени, предусмотренный ГОС СПО, используется в учебных планах на уве-личение часов аудиторной нагрузки по дисциплинам, имеющим отраслевую направленность, промежуточную аттестацию, практику.

В учебных планах на базе основного общего образования реализуется федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (профильное обу-чение) в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего про-фессионального образования.

Изучение учебного материала дисциплин ГОС проводится на основе рабочих учебных программ, разработанных преподавателями колледжа на основе примерных, обеспеченность которыми составляет 100%. Они являются основными методическими документами, регламентирующими последовательность изложения содержания учебных дисциплин.

Структура рабочих программ по учебным дисциплинам соответствует требованиям ГОС СПО. Программы, в основном, имеют внутреннюю и внешнюю рецензии и включают пояснительную записку, тематический план, содержание учебной дисциплины, перечень и тематику лабораторных и практических работ, перечень курсовых проектов (работ) и при-мерную их тематику, указания вида внеаудиторной самостоятельной работы студента по темам, перечень обязательной и дополнительной литературы и средств обучения. Программы рассмотрены на заседаниях цикловых комиссий, имеют внешнюю и внутреннюю рецензии, утверждены заместителем директора по учебной работе. В колледже соблюдаются единые требования к оформлению рабочих программ. Данные требования разработаны комиссией по стандартизации, созданной в колледже. Рабочие программы – это часть учебно-методического комплекса (УМК). Учебно-методические комплексы разработаны по всем специальностям.

Основная профессиональная программа специальности 080214 Операционная дея-тельность в логистике разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Вариативная часть сформирована с участием работодателей и соответствует их требованиям.

Обязанности по организации и контролю учебного процесса в колледже возложены на заместителя директора по учебной работе.

Учебный процесс в колледже осуществляется по «Графику учебного процесса», со-ставленному заместителем директора по учебной работе и утвержденному директором кол-леджа. График учебного процесса рассмотрен на заседании Педагогического Совета и ут-вержден директором колледжа. Для составления графика учебного процесса использовались ГОС/ФГОС СПО учебные планы по специальностям.

Занятия в колледже проводятся согласно расписанию, составляемого на каждый се-местр. Расписание готовиться заместителем директора по учебной работе и утверждается директором колледжа. В расписании предусмотрена 36 часовая неделя. Замена учебных за-нятий, предусмотренных действующим расписанием, регистрируется в специальном журна-ле.

Официальной формой контроля выданных часов является Форма №2 (ежедневный учет выданных часов) и заполняется в соответствии с действующими инструкциями.

Календарно-тематические планы имеются по всем дисциплинам и для всех групп. Планы своевременно составлены, рассмотрены соответствующими цикловыми комиссиями и утверждены заместителем директора колледжа по учебной работе. Календарно-тематические планы соответствуют действующим рабочим программам учебных дисциплин/модулей. Состав и структура календарно-тематических планов соответствуют установленным требованиям.

Учебные материалы для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам учебного плана соответствуют требованиям ГОС/ФГОС СПО. Экзаменационные ведомости ведутся в соответствии с внутренним стандартом.

Курсовое проектирование выполняется в объеме часов, установленных учебным пла-ном. Задания на курсовое проектирование рассматриваются на заседании цикловой комис-сии, утверждается заместителем директора по учебной работе, и выдаются своевременно студентам. В учебных кабинетах имеется в достаточном количестве нормативная и техниче-ская документация. Во время курсового проектирования учебные группы делятся на под-группы. Дополнительно преподавателю планируются часы консультаций.

Организация учебного процесса по заочной форме обучения позволяет обеспечивать его непрерывность. Это достигается через индивидуально-групповые консультации. Кон-сультации по всем изучаемым в учебном году дисциплинам, планируются их расчета 4 часа на каждого студента. Количество часов на дисциплину выделяется с учетом степени сложности изучаемой дисциплины.

Контрольные работы для студентов заочной формы обучения являются важной со-ставной частью самостоятельной работы студента. Заведующей отделением сделан анализ рецензирования контрольных работ, который показывает, что большинство преподавателей методически правильно проверяют контрольные работы.

С целью повышения качества преподавания организовано повторное рецензирование контрольных работ. Повторные рецензии преподавателей выполнены качественно, содержат замечания по существу. Справки-вызовы на лабораторно-экзаменационную сессию выписываются студентам не позднее, чем за 20 дней.

В колледже создана современная учебно-лабораторная база для реализации основных профессиональных образовательных программ специальностей. С целью совершенствования практической подготовки студентов организован образовательный процесс в условиях реального производства.

Современное горно-металлургическое оборудование является достаточно дорогостоя-щим, под его установку требуются большие площади, наличие соответствующего высоко-квалифицированного обслуживающего персонала, поэтому целесообразным является орга-низация практического обучения студентов на этом оборудовании непосредственно на про-изводстве, что позволяет сформировать на основе компетентностного подхода профессио-нальную культуру будущего специалиста. На базе действующего Ресурсного центра коллед-жа, находящегося на территории Фабрики окомкования ОАО «Михайловский ГОК», созданы условия для организации образовательного процесса. Близость к производству позволяет систематически привлекать специалистов предприятия всех уровней управления к учебному процессу.

Высокое качество подготовки студентов позволяет им проходить производственную практику на оплачиваемых рабочих местах в цехах ОАО «Михайловский ГОК» с последую-щим трудоустройством.

Завершающей формой обучения является проведение итоговой Государственной атте-стации, которая проводится в виде:

  • защиты выпускной квалификационной работы,
  • итогового междисциплинарного экзамена по специальности.

Все председатели Государственных аттестационных комиссий специальностей явля-ются наиболее квалифицированными и опытными специалистами в данной отрасли, как правило, это руководители или заместители руководителей соответствующих служб. Результаты итоговой Государственной аттестации в период показывают, что все студенты освоили учебные планы и программы по изученным дисциплинам.

Студенты, обучаясь на третьем и четвёртом курсах по основной специальности, име-ют возможность на отделении дополнительного профессионального образования освоить дополнительно к базовой другие специальности. Это повышает конкурентоспособность вы-пускников колледжа на рынке труда.

Качество подготовки специалистов полностью зависит от четкой организации учебного процесса и качества преподавания дисциплин. Руководством колледжа и руководителями структурных подразделений в течение учебного года ведется контроль учебного процесса и качества преподавания в колледже по составленному плану-графику единого общеколледжного контроля. График составлен зам. директора по учебной работе и утвержден директором колледжа на начало учебного года. Результаты контроля обсуждаются на всех уровнях управления. Итоги контроля своевременно доводятся до педагогических работников.

За аттестационный период осуществлена комплексная проверка всех цикловых (пред-метных) комиссий колледжа. Ежегодно проводится классно-обобщающий контроль первого и четвёртого курсов. В сентябре и феврале каждого учебного года проводится входной кон-троль и проверка остаточных знаний. Традиционно в течение года проводятся директорские контрольные работы на втором и третьем курсах, комплексная контрольная работа на 4 кур-се по всем специальностям.

В конце учебного года проводится анализ работы каждого преподавателя по всем на-правлениям учебной деятельности.

Результаты самообследования по подразделу представлены в Приложении 2.

Вывод: основные профессиональные образовательные программы, сопровождающая образовательный процесс учебно-методическая документация, организация образовательно-го процесса соответствуют ГОС/ФГОС СПО.

Pin It on Pinterest