Методическая деятельность по профилю реализуемых образовательных программ

6. Условия реализации образовательных программ

6.2. Методическая деятельность по профилю реализуемых образовательных программ

Организационно-методическую поддержку образовательного процесса осуществляет научно-методическая служба колледжа, которая создана в 1997 году с целью развития и со-вершенствования различных форм образования в учебно-методической работе.

Основная цель научно-методической службы колледжа состоит в:

  • обеспечении учебно-воспитательного процесса научно обоснованными средствами обучения в соответствии с ФГОС СПО и НПО (программами, планами, учебниками и учебными пособиями, средствами наглядности, компьютерными программами и т.п.);
  • повышении профессиональной квалификации и научно-методического уровня пе-дагогических кадров.

В структуре научно-методической службы функционируют: научно-методический ка-бинет, научно-методический совет, служба стандартизации, сопровождение деятельности студенческого научного общества (СНО).

Научно-методический кабинет является базой:

  • изучения, обобщения и распространения передового опыта педагогических кад-ров;
  • обобщения и анализа эффективности методической работы;
  • подготовки методических рекомендаций;
  • организации методических семинаров, научно-практических конференций, педа-гогических чтений, творческих групп;
  • организации рецензирования и обсуждения научно-методических проектов и ма-териалов, выставок и смотров-конкурсов;
  • организации издания методической и учебной литературы;
  • проведения консультаций по вопросам научной, учебно-методической и воспита-тельной работы.

Научно-методический совет призван координировать усилия различных служб кол-леджа (библиотеки, информационного центра, цикловых комиссий, отдела качества, отдела маркетинга) на развитие научно-методического обеспечения образовательного процесса, ин-новационной деятельности.

Служба стандартизации обеспечивает соблюдения единых требований к оформлению рабочей документации преподавателей и студентов колледжа.

Вся научно-методическая работа колледжа строится в соответствии с нормативно-правовыми документами вышестоящих органов и внутренними локальными актами.

Научно-методическая работа планируется на основании следующих принципов: научной концептуальной обоснованности, системного подхода, личностно-ориентированного, ситуационного подхода, поисковой, творческой исследовательской направленности, методической оснащенности ФГОС СПО.

Одним из основных видов научно-методической поддержки учебно-воспитательного процесса в колледже является комплексное методическое обеспечение учебных дисциплин и профессиональных модулей.

Комплексное методическое обеспечение дисциплины включает в себя планирование, разработку и создания оптимальной системы учебно-методической до-кументации в соответствии с ФГОС СПО и учебнометодических средств обучения, необходимых для полного и качественного обеспечения образовательного процесса, а также пакеты контрольно-оценочных средств (КОС).

В колледже ежегодно проходит конкурс методических работ, который способствует повышению педагогического мастерства и выявлению творчески работающих преподавате-лей. Лучшие работы представляются на региональных и российских конкурсах различного уровня. Например, на Областном конкурсе педагогической и методической продукции ОУ НПО и СПО «Ярмарка педагогических достижений» в 2010 – 2013 годах победителями стали 18 работ преподавателей колледжа. В прошедшем учебном году получили высокую оценку работы преподавателей Скрипкина А.П., Сорокиной Е.А., Котенко Ю.В., Ев-сюковой Г.А. и других. На конкурсе нормативных правовых актов в сфере СПО в условиях перехода на ФГОС СПО среди образовательных учреждений металлургии, проводимом Ассоциацией учебных заведений металлургического комплекса России, пакет нормативных актов колледжа отмечен как лучший, колледж удостоен 1-ого места. В 2012 г в региональном конкурсе среди учреждений НПО и СПО по внедрению инновационных программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств проект «Колледж как ресурсный центр подготовки кадров для высокотехнологичных производств горно-металлургической отрасли в области информационных технологий» занял 3-е место. Коллектив преподавателей колледжа удостоен поощрительной премии Губернатора Курской области в ежегодном областном конкурсе инновационных проектов «Инновация и изобретение года». В ежегодном конкурсе дипломных проектов, проводимом Ассоциацией учебных заведений металлургического комплекса России, работы студентов колледжа занимают призовые места (руководители Евсюкова Г.А., Жигалева О.Л., Киреева Т.В., Демиденко О.С. и др.).

Преподаватели колледжа разработали примерные региональные ОПОП по специаль-ностям 130406 «Обогащение полезных ископаемых» и 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».

Инновационные методики обучения реализованы колледжем по следующим направлениям:

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • современные педагогические технологии обучения.

Информационно-коммуникационные технологии используются в преподавании большинства дисциплин на всех специальностях. Широко применяются информационные технологии при выполнении курсовых проектов (работ) и дипломных проектов. Выполняются виртуальные лабораторные работы по электротехники (программа Multisim AcademicEdition, преподаватель Карпинская А.В.) и по технической механике – раздел сопротивления материалов (программа Columbus, преподаватель Шепелева Е.В.)

В учебном процессе регулярно применяются мультимедийные технологии. Для про-ведения теоретических и практических занятий, семинаров, конференций создаются презен-тации, которые широко используются студентами при защите курсовых и дипломных проек-тов.

В учебно-воспитательном процессе широко применяются современные педагогические технологии обучения.

Модульные технологии обучения, внедряемые в образовательный процесс, построе-ны на основе компетенций. На основе модульно-компетентностного подхода разработана технология формирования профессиональных компетенций будущего специалиста СПО. С учетом компетентностного подхода разрабатывается методическое.

Кейс-технологии используемые в преподавании профессиональных дисциплин и модулей способствуют развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления, что является необхо-димым условием подготовки специалистов для высокотехнологичных производств. Препо-давателями (Котенко Ю.В., Хромкова Г.Д., Евсюкова Г.А., Демиденко О.С., Иванова Н.А., Таценко М.В., Жигалева О.Л., Сенников С.А., Максилова О.Н. и др.) были разработаны кей-сы, содержащие нормативные и стратегические ситуации. Содержание кейсов отражает учебные цели и ориентировано на формирование общих и профессиональных компетенций выпускников коллкджа в условиях высокотехнологичного производства.

Имитировать производственные ситуации на занятиях позволяют приобретенные:

  • лабораторный комплекс «Микроконтроллеры и автоматизация»;
  • стенд «Сети ЭВМ»;
  • лабораторный стенд для изучения промышленного программируемого кон-троллера фирмы Siemens;
  • лабораторный стенд ТеконУС ТКМ410 (типовой проект СКУ-376-01);
  • лабораторный стенд ТеконУС P06 ТЕКОНИК®,
  • программные продукты Mathcad High School Classroom Perpetual и Multisim AcademicEdition.

Метод проектов (технологии учебного проектирования) позволяет трансформировать традиционное обучение в продуктивное обучение, основанное на организации активной, творческой исследовательской деятельности студентов по созданию конкретного результата, имеющего непосредственное практическое значение для производства и для жизни окружающих людей. Меняется сама логика учебного процесса. Он проходит от практики к теории (традиционно наоборот – от теории к практике). Такие технологии используют преподаватели – Максимова О.Н., Жучков В.В., Быканов А.П., Волошина В.И., Булавинцева И.А., Жигалева О.Л., Солодухина Ю.Е. и др.

В зависимости от учебно-воспитательных целей преподаватели колледжа применяют:

  • концентрированное обучение на заочной и очно-заочной формах обучения, ДПО (глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в учебные блоки);
  • проблемное обучение (последовательное и целенаправленное выдвижение перед студентами познавательных задач);
  • модульное обучение (самостоятельная работа студентов с индивидуальной учеб-ной программой);
  • развивающее обучение (ориентация учебного процесса на потенциальные возмож-ности человека и их реализацию);
  • дидактическая игра (самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации);
  • дифференцированное обучение (усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного в соответствии с государствен-ным образовательным стандартом);
  • активное (контекстное) обучение (моделирование предметного и социального со-держания будущей профессиональной деятельности);
  • технологии критического мышления.

Преподаватели представляют свой опыт использования новых форм, методов и тех-нологий обучения:

  • на открытых уроках (72 за последние 3 года);
  • на педагогических чтениях (3 пед.чтений за последние 3 года);
  • в работе школ «Начинающего преподавателя» и «Повышения педагогического мастерства» (12 занятий за последние 3 года);
  • на семинарах областных методических объединений при Совете директоров сред-них специальных учебных заведений Курской области (5 семинар за последние 3 года);
  • на научно-практических конференциях различного уровня (36 статей за последние 3 года);
  • на конкурсах «Преподаватель года» (2 конкурса, в которых приняли участие Жуч-нов В.В. в 2011 г. и Солодухина Ю.Е. в 2013г)

В ресурсном центре на базе ОАО «Михайловский ГОК» прошли 4 семинара област-ных методических объединений.

Pin It on Pinterest