Качество подготовки обучающихся и выпускников

5. Качество подготовки обучающихся и выпускников

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется на основе анализа результатов итоговых аттестаций выпускников. В состав государственных аттестационных комиссий входят представители предприятий, что составляет не менее 50 % от основного состава членов ГАК.

В отчётах государственных аттестационных комиссий по специальностям дается оценка качества образовательного процесса и указываются рекомендации по улучшению качества подготовки специалистов.

По результатам работы ГАК в колледже создана электронная база данных, где отражается оценка качества подготовки выпускников через следующие показатели и критерии:

  • качество защиты выпускных квалификационных работ по специальностям и в целом по колледжу;
  • средний балл качества выпускных квалификационных работ по группам, по специальностям, по колледжу в целом;
  • количество выпускных квалификационных работ, рекомендованных государственными аттестационными комиссиями к опубликованию или к внедрению;
  • количество выпускников, получивших дипломы с отличием.

 

Все показатели и критерии отслеживаются в динамике, обсуждаются в колледже на разных уровнях управления, проводятся корректирующие действия.

Таблица 9 – Результаты защиты выпускных квалификационных работ

Наименование критерия 2009 2010 2011 2012 2013
Количество выпускников: 358 313 274 224 242
Количество (в %) выпускников, допущенных к за-щите. 100 100 100 100 100
Принято к защите выпускных квалификационных работ. 538 313 274 224 242
Защищено (в %) выпускных квалификационных работ. 100 100 100 100 100
Качество защиты (в %). 86,73 89,8 90,1 88,9 91
Средний балл. 4,3 4,4 4,35 4,35 4,31
Количество дипломов с отличием (кол-во чел., в %) 38
10,6
45
14,4
32
11,7
30
13,4
23
9,5
Количество выпускных квалификационных работ, рекомендованных к внедрению (кол-во чел., в %). 65
18,2
64
20,45
35
12,8
42
15,3
34
14

Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников показывает высокое качество подготовки специалистов.

Таблица 10 – Показатели освоения образовательных программ выпускниками колледжа (%)

Укрупненные группы специальностей по направлениям подготовки 2011 год 2012 год 2013 год
отлично хорошо отлично хорошо отлично хорошо
Экономика и управление 50 46,3 47,6 47,7 46,8 53,2
Гуманитарные науки 50 38,9 26,6 33,4 42,9 50
Информационная безопасность 52,4 42,8 36,4 54,6
Геология разведка и разработка полезных ископаемых 59,3 37 67 25 67,86 32,14
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 48 32 32,65 28,57 28 50
Металлургия, материаловедение и металлообработка 27 65,4 42,5 46,65 34,7 52,1
Транспортные средства 34,6 61,5 37,4 59,7
Информатика и вычислительная техника 45,7 44,9 36,84 52,63 30,8 47,8

В 2013 году Государственными аттестационными комиссиями рекомендовано к внедрению 34 выпускные квалификационные работы, на такие актуальные темы как, например, «Электромеханическое оборудование ДСФ-2 ОАО «МГОК»» дипломник Королев Е.А., руководитель Хромкова Г.Д.; «Выбор технологии измельчения и обогащения для неокисленных кварцитов Михайловского месторождения производительностью 26,0 млн.т в год» дипломник Левкова Ю.А., руководитель Киреева Т.В. и др.

Основным направлением системы оценки качества подготовки специалистов является обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям заинтересованного работодателя. В этой связи еще на стадии формирования содержания образования, к его оценке привлекаются работодатели. Проводится совместное обсуждение содержания про-грамм профессиональных модулей, программ практик, формирование вариативной части основной профессиональной образовательной программы. Такое взаимодействие позволяет обеспечить учёт современных и перспективных требований к специалистам среднего звена, устранить противоречие между качеством подготовки специалистов и современными потребностями производства.

Особое внимание в колледже уделяется организации практической составляющей образовательных программ. В период производственной практики (по профилю специальности) проводится анкетирование руководителей практик от предприятий и дается оценка следующих критериев качества подготовки специалистов. Результаты анкетирования представлены в Таблице 10.

Таблица 11 – Оценка работодателями уровня профессиональной подготовки

Критерии 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Оценка общетеоретической подготовки 89,0 91,7 93,4 94,0 94,0 94,0
Оценка профессиональной подготовки 86,0 89,0 91.3 93,4 93,4 93,5
Оценка практических навыков 63,0 68,0 89,0 90,4 90,4 90,7
Оценка уровня освоения техники 83,0 87,0 91,0 91,2 91,2 91,3
Оценка навыков делового общения 89,0 95,0 98,0 98,0 98,0 98,1
Оценка ответственности и исполнительности 82,0 85,0 86,0 88,0 88,0 88,1
Оценка творческого подхода 95,0 97,0 98,0 98,0 97,0 98,0
Оценка инициативности 87,0 91,0 93,0 93,4 93,4 93,5
Оценка способности к быстрому обучению 100 100 100 100 100 100
Оценка степени воспитанности 100 100 100 100 100 100

Анализ анкет позволяет выявить достоинства и недостатки образовательного процесса, внести соответствующие изменения и дополнения, использую вариативную часть ОПОП изменить содержание обучения, внедрить новые педагогические технологии.

Часть студентов в период прохождения практики и Государственной (итоговой) ат-тестации получает предложения от работодателей по трудоустройству.

При проведении контроля знаний обучающихся и выпускников используются собст-венные фонды оценочных средств. Контроль знаний проведен по каждой дисциплине учеб-ного плана. Результаты проверки качества знаний при самообследовании представляются в табличном виде Приложения 6, формы 1 – 5.

Внешней оценкой качества подготовки специалистов является сотрудничество кол-леджа с учебными заведениями металлургического комплекса России. Ежегодно ОБПОУ «ЖГМК» является участником смотра-конкурса выпускных квалификационных работ, проводимого Ассоциацией учебных заведений металлургического комплекса России в г. Москве. Дипломные работы наших выпускников постоянно занимают призовые места: 2011 год – 1 место получила Жукова Е.И. руководитель Демиденко О.С. в номинации «Дипломные проекты по металлургическим специальностям»; 2012 год – 1 место в номинации «Дипломные проекты по вспомогательным металлургическим специальностям, внедренные в производство» получил Старченко В.С. руководитель Евсюкова Г.А.; 1 место в номинации «Дипломные проекты по вспомогательным металлургическим специальностям, внедренные в учебный процесс» получила Сорокоум Д.В. руководитель Жигалёва О.Л.; 2013 год – 1 место получила Являнская А.В руководитель Киреева Т.В. в номинации «Дипломные проекты по металлургическим специальностям»;1 место получила Чекърска Ю.И. руководитель Алиев А.В. в номинации «Дипломные проекты по вспомогательным металлургическим специальностям, внедренные в учебный процесс».

С 2009 года внешняя оценка качества подготовки специалистов в колледже осуществ-лялось в форме Интернет – экзамена в сфере профессионального образования, проводимого Федеральным государственным учреждением «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования». В связи с переводом образовательных учреждений СПО на регионы Федеральное государственное учреждение «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» прекратило выполнять данную образовательную услугу.

Таблица 12 – Результаты Интернет-экзамена

Дисциплины 2009 2010 2011
Инженерная графика 25 100 % 27 100 % 19 94 %
Математика 29 96 % 27 85 % 17 100 %
Правовое обеспечение профессиональной деятельности 27 96 % 24 100 %
Иностранный язык (английский) 11 90 % 16 100 % 18 100 %
Основы философии 24 66,7 % 21 80 % 23 95 %
Экологические основы природопользования 17 88 % 26 92 % 25 100 %
Основы права 16 81,3 % 22 86 % 28 89 %
Русский язык и культура речи 28 72 % 12 75 % 28 82 %
Основы экономики 28 57 % 27 70 % 25 84 %
Социальная психология 29 53 % 45 62 % 13 65 %
Информатика 29 86 % 30 96,7 % 30 96 %
Статистика 17 23 % 28 53 % 25 60 %

В марте 2013 года прошел 1 тур Открытой международной Интернет – олимпиады для обучающихся, в котором успешно выступили 47 студентов колледжа.

Все участники 2 тура Интернет – олимпиады показали хорошие результаты и были награждены сертификатами. Сертификаты получили преподаватели, подготовившие студентов для участия в мероприятии.

В колледже создана электронная база данных достижений обучающихся и выпускни-ков колледжа.

Система оценки качества подготовки специалистов на основе социального партнерства позволяет колледжу обеспечить на высоком уровне потребности работодателей в квалифицированных специалистах.

Внешняя оценка деятельностью колледжа в области качества традиционно остается высокой:

  1. В 2012 году ОБПОУ «Железногорский горно-металлургический колледж» стал лауреатом Премии Губернатора Курской области по качеству и был удостоен диплома.
    Колледж стал дипломантом конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования 2012 года».
  2. На основании дополнительных заявок со стороны социальных партнеров открыты новые направления подготовки по специальностям:
    • 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам),
    • 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;

    заключены договоры на проведение практик и трудоустройство выпускников по перечис-ленным выше специальностям.

  3. Выросло общественное признание колледжа. Конкурс на отдельные специальности в текущем году составил два человека на одно бюджетное место.
  4. Продолжается успешная реализация программ обучения взрослого населения.
    В настоящее время в учебном центре прикладных квалификаций колледжа реализуется 93 программы подготовки:
    • профессиональной подготовки по рабочим квалификациям – 45 программ;
    • профессиональной переподготовки специалистов – 16 программ;
    • повышения квалификации специалистов – 32 программы.
  5. Расширяется сотрудничество с центрами занятости районов Курской области (г. Железногорск и Железногорский район, Конышевский район, Хомутовкий район) по вопросам реализации опережающего образования; обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком и обучения безработных граждан.
  6. Колледж аккредитован Министерством здравоохранения и социального развития РФ как организация, оказывающая услуги в области охраны труда.
    Колледж аккредитован Национальным объединением строителей РФ как ОУ, реализующее аттестацию и обучение в области безопасности строительства.
  7. Колледж является членом Ассоциации качества профессионального образования при Национальном исследовательском университете МИСиС, является учредителем и входит в Ассоциацию учебных заведений металлургического комплекса России.
  8. Колледж стал лауреатом межрегионального конкурса «Лучшие колледжи Центрального Федерального округа 2011 года». Получен диплом лауреата и сертификат о включении “ЖГМК” в реестр «Национальный знак качества». В рейтинге определения знака качества участвовало порядка 300 учреждений начального, среднего и высшего профессионального звена. В результате “ЖГМК” попал в десятку победителей.
  9. В рамках проведения очередной ежегодной Всероссийской конференции «Проблемы и перспективы развития начального и среднего профессионального образования в России» организационным комитетом и Независимым общественным советом конкурса «100 ЛУЧШИХ ССУЗОВ РОССИИ» колледж в числе других образовательных учреждений страны, добившихся наиболее высоких результатов в области подготовки специалистов со средним специальным образованием, вошел в число лауреатов конкурса.
  10. ОБПОУ «Железногорский горно-металлургический колледж» внесён в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России» за 2012 год.
  11. Из достижений и побед студентов колледжа в прошедшем году можно отметить следующие:
    • Студент Мишин Максим Александрович гр. ГЭ-10 занял первое место в областной олимпиаде профессионального мастерства среди студентов по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, проводимой на базе Ресурсного центра. (Руководитель Хромкова Г.Д.)
    • Студент гр. ТМ-10 Руслан Джафар-заде занял первое место в Областном конкурсе проф. мастерства по профессии «Токарь» в г. Курске. (Руководитель Мартыничев С.Н.).
    • Победителями Открытой международной студенческой Интернет – олимпиады для учащихся ссузов (ООО «НИИ мониторинга качества образования», Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, www.фэпо.рф.) стали:
      • студент Быков Д. В. награжден Диплом I степени по дисциплине «Русский язык»,
      • студент Гоготов Д.Ю награжден Диплом II степени по дисциплине «Русский язык»,
      • студент Чаплыгина О.С. награжден Диплом III степени по дисциплине «Русский язык»,
      • студент Бубнов Г.В. награжден Диплом III степени по дисциплине «Информатика»;
    • Студент Ситник Е И. (рук. Борисова С.А.) стал победителем на Областном конкурсе научных работ и перспективных проектов в сфере информатики и вычислительной техники (ФГБОУ ВПО «ЮЗГУ», апрель 2013г.), награжден диплом 1-ой степени за проект «Расчет энергопотребления участка промышленного предприятия.
    • Студент Соболев М.С. (рук. Скрипкин А.П) стал победителем в номинации Эл библиотека КОМПАС 3D на Региональном конкурсе «Трехмерное моделирование», проводимом в ФГБОУ ВПО «ЮЗГУ» (май 2013г.).

Вывод: качество подготовки обучающихся и выпускников по результатам проведенного самообследования соответствует требованиям ГОС/ФГОС СПО.

 

 


Прямые трансляции

Pin It on Pinterest